Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +5.3 °C
Случай - это самая древняя аристократия мира.
(Заратустра)
 

Тематика: Чувашский мир

Личное мнение Чувашский мир

Проживающая на территории Западной Сибири от Уральских гор до реки Енисей — в сегодняшних Тюменской, Омской, Томской, Курганской, Кемеровской областях народность сибирских татар, официально именуемая субэтносом современного татарского народа и в средневековье являвшаяся основным населением Сибирского ханства, раньше имела аналогичное с предками современных чувашей Поволжья — суварами или савирами самоназвание: «сабиры» или «сабыры». У самобытного народа сибирских татар были свои, отличные от литературного языка поволжских и приуральских татар национальный язык и культурные традиции. Но вследствие длительного обучения татарскому языку в школах целых поколений сабыров или сабиров по учебникам, издаваемым в Казани, отсутствия собственного книгоиздательства, своих национальных театров, национальные особенности их языка и культуры очень сильно нивелировались даже в деревнях. По переписи 1897 года сибирских татар насчитывалось 56987 человек, в 1926 году — более 40 тысяч, в 1992 году — около 180 тысяч, в 2002 году — 190 тысяч человек.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

image

Монголо-татарское нашествие унесшее жизни 4/5 болгар и поход Тамерлана не смогли сломить национальный дух наших предков. Народ всегда находил в себе силы для возрождения. Были и времена когда болгары призывали на службу и Чингизидов и наемные отряды степных народов для защиты своих интересов. Даже тогда, когда в край хлынул поток переселенцев из «Азуева и Крыма», в конце 15 в начале 16 века, народ нашел в себе силу и умение и превратил их в своих союзников, а в дальнейшем они, переселенцы, стали частью народа наших предков. Искусные воины из представителей разных народов гармонично влились в состав «обновленного» болгарского народа и название народа зазвучало как чӑваш. Пассионарная энергия переселенцев была столь высока что за короткое время, чуваши, как и болгары в свое время, стали стремительно расширять свое жизненное пространство. И продолжалось это до начала русско-турецких войн и до начала насильственного «отатаривания» большей части народа. Столь резкое и стремительное дальнейшее сокращение чувашского народа вызвано было не «ошибками» ранних переписей, а фактом фактической ликвидации религиозной и национальной элиты народа.

Далее...

 

Чувашский мир
Встреча чувашей в Берлине. Фото со страницы Виктора Чугарова
Встреча чувашей в Берлине. Фото со страницы Виктора Чугарова

Итак, судя по четырем фотографиям и краткому тексту новости на

русском и чувашском языках на странице в социальной сети «ВКонтакте» чебоксарского режиссера Виктора Чугарова, 30 января 2019 года в Берлине состоялась первая встреча чувашей.

На снимках запечатлены государственные флажки Чувашской Республики с надписью «Чӑваш чӗлхи» (Чувашский язык) и книга — учебный Чувашско-русский и Русско-чувашский словарь.

Встреча прошла вечером в ресторане. Судя по самовару и баранкам, это русский ресторан. На фото видны также российские пейзажи русских художников на стенах. И бюст, похоже, последнего царя Российской империи Николая Второго. Подпись под снимками: Александринен штрассе (улица), Берлин.

На коллективном снимке запечатлены 14 человек, включая маленьких детей. В центре композиции — автор идеи и главный организатор — немецкий журналист Ян Шрёдер. На первом плане расположился другой организатор — Виктор Чугаров.

Источник новости: https://vk.com/vitor?w=wall4727590_22243
 

Личное мнение Чувашский мир

«Нарспи» в вопросах и ответах

Тайны имянаречения (выпуск 1)

ВОПРОС: Какой смысл вкладывается автором в имя НАРСПИ?

— Вопрос актуальный. Сделаем это, хотя бы по той причине, что именно именем Нарспи названо произведение. Но вначале вспомним: почему имена людей пишутся с заглавной буквы. Термин «имя собственное» является калькой (буквальным переводом) латинского словосочетания «nоmеn proprium». Разберемся с будничным, казалось бы, вопросом: что есть имя человека? Резонный ответ: имя человека — есть имя собственное в противовес имени нарицательному, поэтому оно пишется с заглавной буквы. То есть это собственность человека.

В чем особенность имени собственного применительно к человеку? Это в прямом смысле собственность его правообладателя. Нынче оно вписывается в Свидетельство о рождении, а позже — в паспорт. Нарицательные же имена не претендуют на статус уникальности, поскольку обозначают однородные предметы, поэтому в большинстве языков пишутся со строчной буквы (есть ряд исключений, к примеру, немецкое написание всех имен существительных с заглавной буквы, при этом они сопровождаются артиклями).

Далее...

 

Чувашский мир

7 января 2019 года деятели чувашской культуры и активисты отметили чувашский народный праздник Сурхури.

Организатор — Фонд поддержки чувашской культуры «Сувар», руководимый вице-президентом Чувашского национального конгресса (ЧНК) Тимӗром Тяпкиным. Он привлекает к организации торжества и местных предпринимателей. Место проведения, как и прежде — кафе национальной кухни «Ҫӑлкуҫ» (Родник) в особняке ЧНК.

В этом году в празднике не смогли участвовать уважаемые аксакалы — Анатолий Кибеч и Виталий Станьял. Но передали свои благословения. Их торжественно огласил мӑчавӑр (руководитель обрядов) Эльмень из деревни Малый Сундырь Чебоксарского района в национальном костюме.

Собравшиеся стоя исполнили народный гимн «Алран кайми аки-сухи».

Уважаемое собрание приветствовали старейшины: заслуженный художник РФ Праски Витти, ветеран труда Вера Орлова; председатель Ассамблеи представителей народов, живущих в Чувашии, экс-ректор ЧГУ Лев Кураков; ректор Чувашского республиканского института образования Юрий Исаев, член президиума ЧНК юрист Николай Лукианов, сопредседатель Чувашского народного хурала Николай Адёр, московский юрист Владимир Болгарский и другие.

Далее...

 

Чувашский мир
Обновленная схема Чувашии на чувашском языке
Обновленная схема Чувашии на чувашском языке

Чувашский народный сайт выпустил обновленную схему Чувашской Республики на чувашском языке. В обновленной версии исправлены найденные недочеты, сама схема расширена в сторону Ульяновской области, где расположены деревни с компактно проживающими чувашами (в первый выпуск они не вошли). Кроме того, для облегченного поиска населенных пунктов, выделены центры сельских поселений. Напомним, что предыдущий выпуск состоялся в 2014 году.

Схема Чувашской Республики выполнена полностью на чувашском языке. Целевой аудиторией являются краеведы, а также те, кто интересуется историей своего народа.

Плакат-схему можно приобрести в интернет-магазине «СУМ». Цена на обновленную версию составляет 200 рублей.

Презентация пройдет в четверг 13 декабря в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Начало в 17:00.

Источник новости: http://ru.i-sum.su/t/59651.html
 

Личное мнение Чувашский мир

В чувашской д. Кирюшкино нашего Федоровского района республики Башкортостан, откуда в 1927 году отделилась наша д. Веселовка, воскресенье как выходной день начали отмечать только в начале 20 века. В чувашских деревнях Теняево и Орловка ҫимӗк (троицу) до сегодняшнего дня отмечают в один из четвергов конца мая или начала июня. Данные факты говорят о существовании раньше у чувашей своего, отличного от сегодняшнего официального, перечня названий дней недели. Об этом же говорят и сегодняшние чувашские названия семи дней недели. Происхождение их названий можно объяснить таким образом:

Тунтикун (понедельник) — от слов «тӗн» - религия и «кун» - день. Чувашское слово «тӗн» анологично с этрусским словом „Tinia“, обозначавшим их главного Бога.

Ытларникун (вторник) — объясняется чувашскими словами «ут ларнӑ кун», то есть в переводе на русский: «день езды на коне».

Юнкун (среда) — объясняется словами «юнлӑ кун». То есть «кровавый день», или — день, когда можно было резать скотину и птицу на мясо .

Кӗҫнерникун (четверг) — «кӗҫӗн эрне кун», в переводе — «младшая пятница».

Далее...

 

Чувашский мир
Выступление Алёны Сильби
Выступление Алёны Сильби

В конференц-зале Национальной библиотеки ЧР состоялось ежегодное собрание Чувашской национальной академии наук и искусств (ЧНАНИ).

В форуме участвовали учёные Чувашского государственного института гуманитарных наук, вузов Чебоксар, краеведы из Новочебоксарска, других городов и сельских районов ЧР, чувашские активисты из Башкортостана, Татарстана, Москвы и Ульяновской области, Чувашского национального конгресса.

С отчётным докладом выступил президент ЧНАНИ Евгений Ерагин.

О текущей работе рассказали вице-президент ЧНАНИ Леонид Иванов, члены президиума, заведующие отделами общественной организации.

О расходовании средств академии проинформировал председатель её Ревизионной комиссии Владимир Милютин.

Собрание утвердило обновлённый состав президиума ЧНАНИ.

Участники собрания обсуждали планы изданий районных энциклопедий и научных трудов, наметили сроки следующих заседаний президиума, собраний и путешествий по историческим местам.

Работа президиума, деятельность ЧНАНИ признана успешной.

Руководители ЧНАНИ вручали награды за достижения в работе.

Далее...

 

Чувашский мир
Фото cap.ru
Фото cap.ru

В городе Новочебоксарск Чувашской Республики молодая пара сыграла свадьбу по чувашским обычаям. Об этом сообщает издание «ПроГород Чебоксары».

По информации данного источника, накануне дня рождения города химиков, который традиционно отмечается 18 ноября, в ЗАГСе Новочебоксарска поженились тринадцать пар. Среди всех молодоженов выделились Александр Николаев и Наталья Сергеева. На церемонию бракосочетания они прибыли в национальных нарядах. Как сообщили работники ЗАГСа, торжество получилось очень красивым, теплым и семейным.

«Отрадно, что молодежь помнит и чтит традиции предков и проводит свадебные торжества в исконно чувашской стилизации», — отметили специалисты отдела ЗАГСа администрации города.

 

С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? И какова очень весомая роль в становлении этого процесса идеолога нового татаризма 19-века  Шигабутдина Марджани

Из двух индоктринаций повлиявших на татаризацию чувашей, насильственной христианизации и пропаганды исламской татаризации, последняя освещена не так широко. Да и про насильственную христианизацию в последнее время перестали писать. Как будто этого крайне неприятного для чувашского народа периода в истории уже не было. Но попробуем все-таки посмотреть на пропаганду татаризации, проходившей вплоть до 1917 года, и почему многие чуваши начали называть себя татарами. В архивах есть очень любопытные документы на эту тему.

Один из таких документов - доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) от 21 июля 1909 г. «Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления». Православный священник Мамадышского уезда Сергей Багин, подробно изучал причины исламизации и перехода чувашей в «татары».

Далее...

 

Страницăсем: 1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, [14], 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, ...36
Orphus

Баннеры

Счетчики

0 Флудильня (чат)

Опрос

Как часто вы покупаете продукцию местного производства?
Стараюсь делать выбор в пользу них
Я не обращаю внимания на данный факт
Стараюсь выбирать продукцию из крупных производителей, а не местных
Если бы повыше качество, выбирал бы местное
Выбирал бы местное, если бы был широкий выбор